Волчков
точка ру



Домен или IP:

Мой IP
  Обмен валют
  WHOIS
 
  Доменные
новости
  Новости Сети
  Самые дорогие доменные имена
  Самое длинное доменное имя Рунета
  Список регистраторов домена RU
  АКЦИЯ
  Энциклопедия контента
 
 
 
  В закладки
  Стартовой
 




Чтобы пиратам было не по зубам
29.10.2004 16:09:11
В программу Международной профессиональной выставки "Пресса-2005" включен семинар "Интеллектуальная собственность: как защитить свои права". Проводить его будут сотрудники юридической фирмы "Городисский и Партнеры". Это одна из крупнейших в Европе фирм в области интеллектуальной собственности. В России, пожалуй, нет большего авторитета в этой области права.
Сказать, что тема семинара сегодня очень актуальна, - это значит ничего не сказать. Проблема защиты интеллектуальной собственности, мне кажется, раскалена до предела. В условиях становления и бурного развития рынка с ней сталкивались и сталкиваются в той или иной степени все, кто на этот рынок выходил, выходит и даже уже чувствует себя "старожилом" на рынке. Постоянно сталкиваются с ней и издатели, и распространители.
...Несколько лет назад, когда я работал в одной, весьма популярной газете, случился такой казус. Некая очень солидная компания, фасовавшая и продававшая один ходкий продукт, поместила на упаковках название нашего издания - разумеется, по согласованию с редакторатом. В газете все радовались: "Какая идет дополнительная реклама изданию!" Потом мы узнали, что и известная всей стране кондитерская фабрика задумала выпускать конфеты с этим же названием. Подумали, что это тоже неплохо. Но на всякий случай решили зарегистрировать столь привлекательное имя газеты, выпускавшейся уже больше семи десятилетий, как товарный знак. И тут выяснилось, что та самая, первая, компания опередила редакцию, взяла да и зарегистрировала наше название как свой товарный знак! Наверное, главному редактору тогда привиделись страшные сны: как приходят к нему обладатели товарного знака и требуют заплатить за его использование, грозят судом и т.п. Не скоро, но все же разрешилась та ситуация в пользу редакции. А могло быть и иначе. Хотя сотрудники фирмы "Городисский и Партнеры" говорят, что в таких случаях суды все же отдают предпочтение предприятию, так сказать, правообладателю, то есть тому, кто первым зарегистрировал товарный знак.
Еще одна история с той же газетой. Вдруг начал выходить журнал очень близкой тематики, да еще с названием, где два слова газетного "бренда" были просто переставлены местами. Тут вообще возникла большая путаница. Письма, отправленные в газету, приходили в журнал, организаторы какого-либо мероприятия путались, откуда журналистов для его освещения приглашать? Звонишь, к примеру, какому-нибудь ответственному чиновнику, просишь о встрече, надо, мол, опубликовать ответы на письма читателей по какой-либо проблеме - и слышишь в ответ, что представитель нашей редакции уже встречался с ним или условился о встрече для беседы на близкую тему. В конце концов разбирались, в чем дело. Но так бывало не раз и не два. В газете даже стали подумывать, как "приструнить" ловких деятелей из журнала. Но он вдруг "благополучно" лопнул - его издание просто перестали финансировать.
А помните, как выходило несколько газет с названием "Правда"? Как выпускались две "Экономические газеты"? Не забылись, наверное, и такие названия, как "Новые Известия", как "Время МН" и "Время новостей" - примеров можно привести множество.
Еще такой вот случай. Большой, авторитетный издательский дом выпускал в нескольких регионах газету-телегид. И в одном из регионов эта газета взяла и "откололась" от "отчего дома", то есть она продолжала выходить - в том же оформлении, с той же подачей материалов - надо сказать, с оригинальной подачей, - но выпускалась уже совсем другим издателем. Читатели, правда, такой перемены даже не заметили, а вот те, кто придумал непохожего на других телегида, кусали локти...
Во все этих историях речь может идти о защите интеллектуальной собственности.
- А есть ли в России закон об интеллектульной собственности?
- Отдельного такого закона у нас нет, - говорит Валерий Медведев, управляющий партнер юридической фирмы "Городисский и Партнеры", патентный поверенный Российской Федерации, евразийский патентный поверенный. - У нас есть целый ряд законов и актов, регулирующих правоотношения в области интеллектуальной собственности - Конституция РФ, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. А также специальные законы. Это Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара, Закон об авторском праве и смежных правах, Закон об охране программ для ЭВМ и баз данных, Закон об охране интегральных схем, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Закон о селекционных достижениях. Наша страна является участником многих международных соглашений в области охраны интеллектуальной собственности. У нас достигнут довольно высокий уровень развития правовой базы в этой области, он соответствует международным нормам, региональным и международным конвенциям, требованиям международных организаций, например Всемирной торговой организации, куда Россия намерена вступить. Достаточно регулярно в законы вносятся необходимые изменения и дополнения. Объединить в одном законе все вопросы интеллектуальной собственности сумели лишь в паре стран с отсталой экономикой. У нас были такие попытки, обсуждались даже варианты такого закона и отдельного раздела в Гражданском кодексе, однако возобладал здравый смысл, и от этой идеи отказались. Мы сегодня находимся на достаточно высоком правовом уровне, что и большинство стран в области защиты интеллектуальной собственности. Сегодня, на мой взгляд, правовая база для эффективной охраны прав интеллектуальной собственности у нас достаточна. Другое дело, что здорово хромают вопросы пресечения нарушения прав и недобросовестной конкуренции. Однако и это поправимо в будущем, стране и соответствующим службам, организациям, судам и специалистам требуется время и опыт.
- А в правоприменительной практике?
- Тут есть проблемы. Период становления вообще-то переживали многие страны. И мы достаточно тяжело это проходим. Чтобы зарегистрировать свои права, сегодняшней нормативной базы достаточно. Тут, правда, есть свои профессиональные секреты - как сделать это с минимальными потерями времени, с минимальными финансовыми затратами и т.д. А вот, когда сталкиваешься с нарушением прав, проблем хватает. Специальных судов, как в Германии, США, у нас нет, занимаются спорами по интеллектуальной собственности арбитражные суды, имея специальные коллегии. В любом случае - это ограниченный круг судей, и у них, однако, нет единообразного толкования одних и тех же норм закона. Так, в нашей практике было два дела - братья-близнецы. И в первом случае судья разрешил дело в пользу одной стороны - нашего клиента, а во втором - при тех же условиях - в пользу другой.
- Валерий Николаевич, а что скажете о ситуации с регистрацией товарных знаков средствами массовой информации?
- Об этом мы обязательно поговорим на намеченном семинаре. И о последствиях отсутствия такой регистрации, и последствиях неправильной регистрации. О том, кто (владелец товарного знака или СМИ) имеет первенство на одно и то же обозначение в разных конфликтных ситуациях. Обязательно расскажем, как соотносятся законы о СМИ и о товарных знаках. Часто бывает так, что издание регистрируют в Минпечати (как бы оно ни называлось в данный момент) и считают, что на этом можно завершить вопрос регистрации, что получен необходимый документ и можно начинать издательскую деятельность, забывая или не зная при этом, что желательно зарегистрировать и соответствующий товарный знак. У нас ведь, по закону о товарных знаках, не только производитель и услугодатель может зарегистрировать товарный знак на свои товары и услуги, но и любое другое лицо. И будет в чисто коммерческих целях (а именно продажи) использовать, скажем, название вашей газеты. Это не надуманная ситуация - такие в жизни постоянно возникают.
Мы постараемся сделать так, чтобы программа семинара была максимально приближена к интересам аудитории, практическому опыту участников. Мы не считаем, что семинар - это место для теоретических рассуждений и абстрактных упражнений. Будут обсуждаться типичные ситуации из практики.
- А как быть с названиями газет, журналов - названиями-близнецами?
- Есть известный товарный знак - скажем, "Известия", "Вечерняя Москва", а дальше - откровенное введение покупателя, читателя в заблуждение: Новые или Старые Известия, Известия плюс, Известия минус, Москва вечерняя и т.п.
Возникают задачи защиты интеллектуальной собственности и в связи с развитием Интернета. Тут мне хочется процитировать объемистую книгу "Товарные знаки в Российской Федерации", подготовленную ООО "Юридическая фирма "Городисский и Партнеры" и недавно выпущенную московским издательством "Арбат-Информ". Речь идет о защите электронных адресов, где в качестве доменного имени выбраны товарный знак или фирменное наименование (бывает, что и то, и другое). Естественно, что "при выборе доменного имени прежде всего рассматриваются варианты с использованием уже известного потребителю обозначения, на рекламу которого уже были потрачены определенные средства, и, следовательно, они могут быть сэкономлены при информировании потребителя об адресе компании в сети Интернет... Наиболее распространенными формами недобросовестного использования системы доменных имен стали:
- регистрация домена, воспроизводящего зарегистрированный словесный товарный знак, с целью дальнейшей продажи домена (как правило, владельцу данного товарного знака);
- использование такого домена для расширения аудитории соответствующего ресурса в сети Интернет за счет пользователей, ищущих в Сети информацию о данном товарном знаке;
- создание ложного представления о происхождении товаров и услуг, предлагаемых с использованием такого домена;
- использование такого домена для распространения информации, дискредитирующей владельца товарного знака".
Прошу прощения у читателя за столь обширную цитату, но она хорошо показывает опасности, которые поджидают в Интернете также и средства массовой информации и их распространителей. К ним надо быть готовыми, нужно знать и средства борьбы с ними, такие тоже есть. Это пиратство, или, как его элегантно называют интернетчики, - "киберсквоттинг", является лидером по распространенности и уже может не оставаться безнаказанным.
Есть и другие формы покушений в Интернете на чужую интеллектуальную собственность. О них тоже, скорее всего, пойдет речь на семинаре, который будет проводиться на "Прессе-2005".
Можно надеяться, что тема семинара не оставит равнодушными участников выставки, привлечет если не всеобщее, то очень большое и серьезное внимание. Так и подмывает по-пионерски призвать: "К защите интеллектуальной собственности будьте готовы!"
Есть надежда - после семинара в ответ услышать тоже пионерское: "Всегда готовы!" / Витрина.Ру


<<Назад

Отзывы (0)

Добавить отзыв






Новости Сети
« октябрь 2004 »
пн   4 11 18 25
вт   5 12 19 26
ср   6 13 20 27
чт   7 14 21 28
пт 1 8 15 22 29
сб 2 9 16 23 30
вс 3 10 17 24 31
Заголовки всех новостей

© 2000 Volchkov.ru