Волчков
точка ру



Домен или IP:

Мой IP
  Обмен валют
  WHOIS
 
  Доменные
новости
  Новости Сети
  Самые дорогие доменные имена
  Самое длинное доменное имя Рунета
  Список регистраторов домена RU
  АКЦИЯ
  Энциклопедия контента
 
 
 
  В закладки
  Стартовой
 




RORER: трудное слово в науке и бизнесе
13.09.2004 18:01:59

Создатели недавно появившейся сети контестной рекламы RORER называют свой продукт революционным. Они сделали ставку на технологию, которая в российской интернет-рекламе ранее не применялась. Так ли безупречно решение, как о нем говорят его авторы? Есть ли в нем действительно потребность на российском рынке? Об этих и других вопросах мы решили порассуждать сегодня.

Хотя незадолго до старта RORER'а его создатели – креатив-группа болоtov.ru – разразились громкими заявлениями относительно революционности своей сети контекстной рекламы, сам запуск проекта в коммерческую эксплуатацию обошелся без помпы. Система тихо «вышла на орбиту» – у нее появились первые клиенты (к примеру, в ротацию уже взяты баннеры компании Peter Host).

По сути план покорения рынка зиждется на одном ноу-хау – это высокая степень автономности и одновременно точности системы. Как следствие, независимость от влияния человеческого фактора. Не о такой ли тотальной объективности мечтали рекламодатели? Почему же аналогичные системы до сих пор не появились?

Действительно, прежде в Рунете подобных проектов не было. И причин на то может быть две: либо в болоtov.ru придумали действительно оригинальное решение, реализовать которое другим до сих пор было не по силам, либо задачка на деле так и осталось нерешенной, что бы там ни говорили авторы проекта.

Напомним диспозицию. Антон Болотов называет свое детище первым в Рунете решением для работы с «настоящим контекстом». Наиболее близкая RORER'у из существующих систем, «Бегун», если продолжить логику г-на Болотова, решением для обработки «настоящего контекста» назвать нельзя. Критерий разделения – чисто технологический: способ поиска адекватного рекламе текстового окружения. «Бегун» для того, чтобы определить сайт, где будет демонстрироваться баннер, сопоставляет слова, заданные рекламодателем, с теми, что прописаны в «Бегуне» веб-мастером.

В отличие от своих предшественников, RORER сам определяет тематику страницы и «принимает решение»: показывать ли данный баннер на той или иной странице или нет. Вмешательство модератора, равно как и владельца ресурса, заранее исключено.

Между тем качество, с которым способен работать автоматический «детектор», вызывает сомнение. И вот почему: авторы новой сети, осознанно или нет, рискнули бросить вызов извечной проблеме – как заставить машину понимать человеческий язык, а если взглянуть с другого ракурса, – как перевести мысли человека на язык машины. Проблеме, которая существует примерно столько же, сколько и компьютер.

На данный момент объективно оценить точность определения RORER'ом контекста сложно. Зато можно констатировать: добиться от системы даже приблизительного понимания письменной речи создателям сети едва ли суждено. Отсюда же, заметьте, рукой подать до неспособности оперировать контекстом в полной мере. Пусть алгоритмы держатся в секрете, но совершенно очевидно, что модуль действует исходя лишь из формальных параметров текста. Кое-что сам г-н Болотов не скрывает, а некоторые предположения напрашиваются сами собой. Наверняка оцениваются служебные части речи, сопутствующие слову, ищется место первого его употребления и высчитывается дистанция от начала текста до него, «ощупывается» материал на уровне синтаксиса. То есть RORER будет воссоздавать содержание по форме. Порой – угадывать, а порой – промахиваться.

Иногда такая «случайность» может оказаться критичной. Скорее всего, вы знакомы со службой «Яндекс.Гуру». Отвечаешь по очереди на несколько вопросов, и в зависимости от полученных ответов она по этим сведениям подбирает наиболее подходящий товар или предложение. Положим, вы доверили такой службе найти идеальное место для проведения отпуска. Для того чтобы подыскать благоприятный во всех отношениях уголок земли, мало выяснить количество солнечных дней в году, температуру и расположение над уровнем моря. Машина с готовностью подберет оптимальный вариант – покажет такую точку земного шара, где все словно создано для отличного отдыха: теплое море, ласковый ветер, золотистый песок – рай на земле. Система учтет географию и климат, но предупредить, что в регионе пылает война или происходит военный переворот, не сумеет. Комплекс алгоритмов, даже самых интеллектуальных, не способен принять во внимание подобные проявления «человеческого фактора», если они не заложены в программу самим человеком.

Так и с RORER’ом. Только в этом случае ставка – не жизнь, а «всего лишь» судьба рекламной кампании. Возьмем реальный пример. На сайте «Мембрана» опубликована статья «Ticket to Heaven: билеты на тот свет покупайте у кондуктора». Рассказ в ней идет о предпринимателях из Калифорнии, возложивших на себя полномочия «небесной канцелярии»: еще задолго до кончины любой желающий может купить у них «билет в рай». RORER по-своему «истолковал» содержание заметки. Для российских туристов, рассуждает он, американский рай чересчур скучен, а им бы чего погорячее. «Где лучше загореть и отдохнуть», – такой инфернальный слоган красуется на баннере, рекламирующем одну из рубрик каталога Goodbuy.ru (см. рис. 1). В самом деле, клиент платит деньги – а значит, имеет право выбирать, в райских кущах ему прохлаждаться или, напротив, как бы помягче… «позагорать». Как вариант можно предложить пускать на данную страницу еще и рекламу двухметровых сковородок со слоганом: «Жарит дьявольски вкусно!».

Рис. 1

Разберем еще одну ситуацию. Страница, по которой рассыпано множество упоминаний о том или ином бренде. Допустим, о производителе аудиотехники Shure. Вес этого слова весьма велик. Разумеется, баннер заказчика должен быть показан на сайте. А теперь представьте, что во всей статье упоминания о данной компании выдержаны в довольно издевательском тоне. Мол, «китайские изделия под маркой Shure и то лучше, чем их оригинальная продукция». То есть в тексте нет прямых отрицаний, частотность стабильна. И вместе с тем материал представляет собой едва ли не рекламу другого производителя. Однако последний упомянут раза два-три, а в дальнейшем его наименование заменяется словами «компания», «фирма», «производитель». А название Shure встречается аж в пяти абзацах.

При этом посредничество модератора бесполезно. Ему под силу мониторить главную страницу проекта, однако для отслеживания флуктуаций системы по всему сайту болоtov.ru пришлось бы расширить штат раза в три как минимум. Удастся ли покрыть расходы на персонал даже при самом лучшем маркетинге? RORER в итоге рискует провалиться по колено в землю под собственной тяжестью.

Концепция стопроцентно безошибочного вычленения «правильного» контекста требует такого воплощения, которое пока встречается лишь в фантастике. Вот когда роботы, как в фильме «Я – робот», начнут, рекламируя прохладительные напитки, вступать в полную демагогии дискуссию с потребителем, подстраиваясь под его речь, тогда вопрос будет снят.

Если смотреть в корень, то есть в ядро системы, RORER больше всего напоминает программы для машинного перевода. Чего, как не переложения человеческого языка на язык машинной логики, добиваются разработчики RORER'а?

Однако пока даже самая сложная программа пасует перед такой задачей. Для этого необходимо то, что великий философ от лингвистики Хомский называл компетенцией. Термин очень емкий, но по сути он означает владение огромным, зачастую неосознанным, запасом правил, исключений и моделей, позволяющим с высокой точностью угадывать ошибки в самых сложных грамматических системах. К сожалению, RORER, как и любой его современный компьютерный «собрат», обделен этим умением. Его когнитивные функции не распознают метафору или скрытую иронию.

В таком контексте уместен вопрос: есть ли у RORER'а шанс стать чем-то большим, чем «много шума из ничего»? На наш взгляд, да. К чести RORER'а, худо-бедно с определением контекста для локальных задач он справляется. Ведь во многих случаях формальные признаки текста в значительной степени совпадают с его содержанием. На сайтах, посвященных туризму, автомобилям, кулинарии, тематика и стилистика материалов часто предсказуемы. Когда предназначение текста на девять десятых прагматическое, а сам он построен в согласии с девизом «ничего лишнего», складывается впечатление, что система словно читает наполнение сайта и «думает» над ним. Избежать проблем с «осмыслением» RORER'ом контекста поможет и ориентация его создателей на «сайты-середнячки», которые не столь привередливы. Крупные же заказчики, бюджеты которых фирме при расширении бизнеса будет осваивать жизненно необходимо, вряд ли решатся вложить средства в раскрутку посредством системы, точность и производительность которой не гарантированы на все сто процентов.

Можно предположить, что все проблемы сети встанут в полный рост и окончательно раскроются при масштабировании сети. Когда внутренний вал трафика начнет увеличиваться на порядки, количество ошибок пропорционально умножится, следовательно, коэффициент нерепрезентативности также поднимется и станет более заметным. Однако пройти этот этап системе необходимо: без него невозможна отладка механизма.

Кроме того, если обратиться к состоянию системы в настоящее время, ей предстоит столкнуться еще с одной сложностью. Это нехватка информационного пространства для работы. Между тем сейчас допустима ситуация, при которой RORER окажется беспомощен, поскольку не сможет найти на площадках из своей базы данных страницу, отвечающую рекламному запросу. А стагнация бизнеса иногда хуже прямого убытка.

Для креатив-группы болоtov.ru разумнее всего взять в оборот тематические площадки с ликвидным и нейтральным контентом, как она, кстати, и предполагает. Плюс заручиться эксклюзивными правами на размещение баннеров на внутренних страницах крупных порталов. И рассчитывать на заказчиков «средней руки». Потому как для решения таких задач RORER подходит. Вероятно, в своем классе он даже станет первым. Однако если начнет метить в заоблачные бюджеты российских, а особенно западных рекламодателей, то рискует с завидной регулярностью попадать пальцем в небо. До тех пор, пока машина не научится понимать, а не формально определять (по сути угадывать) контекст, давать ей на откуп проведение серьезных рекламных кампаний вряд ли стоит. А пока перевод человеческих желаний на язык машины напоминает последовательность из двух-трех испорченных телефонов, и участие человека в процессе не только не мешает положительному образу подобных систем, но и увеличивает доверие к ним.

Таким образом, покорение мирового рынка RORER'ом вряд ли состоится. Ибо амбиции его создателей превосходят технические возможности сети. Но для нужд отдельных игроков российского сектора интернет-рекламы он сойдет. При хорошем пиаре и грамотном подборе площадок RORER сможет занять свою нишу и получить свой кусок рынка, что при теперешней ситуации на нем уже большая удача.

Источник: Вебинформ



<<Назад

Материалы по теме:
20.02.2007 12:29:08 10 самых бессмысленных идей в Интернет-бизнесе
23.12.2005 18:47:14 Алексей Басов: «Чтобы начать конкурировать с «Бегуном», нужно повторить еще много шагов»
07.06.2005 00:11:26 Алексей Басов о результатах «Бегуна»
10.12.2004 12:14:55 Google AdSense: до экспансии пока далеко
Все новости по теме

Отзывы (0)

Добавить отзыв






Новости Сети
« сентябрь 2004 »
пн   6 13 20 27
вт   7 14 21 28
ср 1 8 15 22 29
чт 2 9 16 23 30
пт 3 10 17 24  
сб 4 11 18 25  
вс 5 12 19 26
Заголовки всех новостей

© 2000 Volchkov.ru